1917

Ксения Шилина
5 февраля 2020 г.

Много ли сражений, стрельбы и вообще войны в фильме про войну «1917»? Гораздо меньше, чем даже в «Крепком орешке». При этом фильм о Первой мировой войне. И это еще совсем не конец войны. Той самой, после которой мир уже не мог быть прежним. Когда казалось, что она стала потрясением для Европы и крахом для Германии. Той войны, когда еще никто не знал, что она Первая, потому что потом будет ещё одна ужасная война.

И наверное, именно в этом знании заключается основной трагизм этого фильма с весьма размеренным повествованием. Ведь мы знаем, что показанные события  не просто не конец войны. Она будет продолжаться дальше и не станет для человечества устрашающим опытом. В этом смысле главной фразой фильма становятся слова героя Бенедикта Камбербэтча о том, что эта война будет длиться до последнего солдата. А как показа история, и не только эта война.

При этом новый фильм Сэма Мендеса потрясающе красив. В нем играет едва не весь цвет английского кинематографа: Колин Ферт, Бенедикт Камбербэтч, Эндрю Скотт, Марк Стронг. И как сказали уже почти все, кто о нем вообще говорил, превосходен с технической точки зрения. Камера везде следует за героями дает эффект присутствия и реального следования за двумя молодыми солдатами.

Они привычно проходят мимо смерти и не знают, когда и как они сами умрут. Но прекрасно понимают, что произойти это может в любой момент.  Обыденность смерти здесь отлично показана. При этом автор не упивается эстетизацией смерти, не пытается он и шокировать зрителя излишним физиологизмом. Это просто рассказ о людях, которые хотели бы идти домой. Но не идут. И не придут они туда ещё очень, очень долго. А может быть и вовсе никогда.