Фильм закрытия 30 Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» "Француз"

Ксения Шилина
5 ноября 2019 г.

Молодой француз, идеально говорящий по-русски, состоящий в коммунистической партии в 1957 году едет в СССР. Официальная цель поездки – учеба. Он специалист по русскому балету. А изучать русский балет, разумеется, надо в Советском союзе. На самом же деле у него есть и другая миссия, о которой никому сообщать не стоит. Примерно так выглядит  фабула нового фильма Андрея Смирнова «Француз».

Фильм, конечно же, вовсе не о французах, а о нашей истории. Время хрущевской «оттепели», уже после ХХ съезда и развенчания культа личности. Но это вовсе не тот СССР, который мы видели в «Заставе Ильича», в «9 днях одного года» или даже в сериале «Оттепель». Здесь Советский союз – страна не то чтобы контрастов. Хотя они есть. Есть сытая, с претензией на аристократичность жизнь партийных боссов с подлинниками Шишкина и Айвазовского на стенах и жизнь бывшего заключённого Графа с черным хлебом, солеными огурцами и водкой в актовом зале некого учреждения.

Фильм очень однонаправленный по тональности и смыслу высказывания. В двух словах можно определить это высказывание как «я ненавижу СССР». Примерно это говорят нам все герои, вызывающие симпатию автора. Кто-то из них ненавидит его настолько, что мечтает об американском ядерном ударе по СССР. Фильм –  однозначное высказывание. Однозначное настолько, что фильм даже хочется пересмотреть тут же, чтобы еще раз послушать доказательства того, почему аристократия лучше пролетариата. Во что герои свято верят.

Фильм стоит смотреть, хотя бы чтобы просто узнать имена андеграундных художников и знаковых поэтов того времени, если вдруг их не знали. А ещё ради эпизодической роли Михаила Ефремова. А ещё чтобы понять, что история нашей страны не столь однозначна. И так на нее смотреть странно.