Сказка «Пиноккио» как приговор Италии

Ксения Шилина
16 марта 2020 г.

Мрачная, жутковатая, сказка как приговор Италии – это ещё не самые пугающие характеристики кинокритиков, данные новому фильму про Пиноккио режиссера Маттео Гарроне. Он максимально близок к оригинальной версии сказки и потому сохраняет название «Пиноккио».

А как мы знаем изначально сказки должны были не просто учить, а пугать. Наши предки полагали, что способ воздействия через яркие эмоции – самый действенный. Так же действует и фильм.

Такого яркого контраста красоты и безобразного вы не видели давно. А возможно, и вообще никогда. Потрясающая природа Италии – ее изображения в кадре способны вызвать слезы восторга. И на этом фоне действуют в основном безобразные герои. Кто-то из них просто физиологически неприятен. Как например, сверчок с омерзительным лицом, огромная улитка, постоянно оставляющая склизские  следы, криповые зайцы-гробовщики. Криповый, пожалуй, вообще главная характеристика этого фильма.

Но если внешние омерзительные или пугающие характеристики героев преодолеваются через смех, нежность друг другу, трогательную заботу, то внутренняя мерзотность отдельных персонажей просто приводит в ужас. Учитель-садист, который не учит ничему, а просто истязает учеников за неправильные ответы – это метафора всего жестокого, похотливого, несправедливого мира взрослых, который делает вид, что даёт опыт ребенку. А в действительности просто пытается забрать всю беззаботность, невинность и радость детства.

Вообще беззащитность детства показана совершенно беспощадно. Дети наивны, часто безответственны и порой жестоки, но им совершенно нечего противопоставить безжалостности мира взрослых. Они могут только душераздирающе кричать и звать на помощь, но никто их не слышит и не понимает.

Счастливый и даже немного идиллический финал после всего этого уже совсем не кажется таким позитивным. Ведь преимущество живого мальчика перед куклой лишь в том, что можно вырасти и перестать быть беззащитным ребенком.